10 августа 2021 Екатерина Папаценко 9 мин на прочтение

Продактивный Роман #124

Интервальное повторение. Как эффективно запоминать новое

80% выученной информации, если ее не практиковать, забывается через несколько дней. Если же использовать осмысленное запоминание, то можно увеличить этот процент. 

В видео рассказываем, как запоминать больше и проще с помощью интервального повторения и сервиса Readwise.

Подпишись и слушай подкаст
«Продуктивный Роман»

О спонсоре

Переходи по ссылке 👉 https://sendpulse.ua/ru/features/chatbot и создавай свои автоматические коммуникации с пользователями.

Тайм-коды

00:00:00 – Вступление
00:00:01 – Тема выпуска — интервальное повторение
00:00:22 – Почему простое запоминание информации не работает?
00:01:57 – Крутой сервис чат-ботов
00:03:01 – Что такое интервальное повторение?
00:04:33 – Readwise для эффективного запоминания информации
00:05:37 – Подключение источников заметок и другой функционал сервиса
00:07:54 – Геймификация в Readwise

Полезная ссылка

Пример, как использовать карточки для изучения иностранного языка с канала Time to Learn German

Расшифровка подкаста

Привет. Это спецвыпуск подкаста «ПРОДУКТИВНЫЙ РОМАН». Сегодня мы поговорим о том, как эффективнее учить новое и запоминать полезное с помощью интервального повторения и специального сервиса Readwise. Начнем.

Ученые считают, что перечитывать книги по несколько раз не так эффективно, как использовать интервальное повторение. Что такое интервальное повторение?

Возможно, вы слышали про метод карточек или flashcards. Мы приложим тут видео, как люди используют метод карточек в оффлайне, когда они составляют карточки о том, что им нужно помнить, перекладывают их специальным образом и каждый день возвращаются к 5-7-10 карточкам, чтобы вспомнить какое-то слово, понятие или кусочек знаний. Метод карточек также активно используют сервисы по изучению иностранных языков, например, Lingualeo или Skyeng.

Этот метод связан с кривой забывания. Я ввожу здесь уже 3-й термин, — кривая забывания, метод карточек, интервальное повторение, — но по сути они все связаны. Термин же кривой забывания придумал Герман Эббингауз — немецкий психолог, который посвятил много лет изучению механизмов запоминания. Эббингауз выяснил, что запомнить сочетание букв, не наделенных никаким смыслом, можно, но ненадолго. Даже если зазубрить их, то всего через час в памяти останется не более 40% выученного, через 10 часов — максимум 35%, через неделю — не более 20%, при этом скорость забывания практически выходит на плато. Вывод простой: 80% того, что вы выучили или даже зазубрили наизусть, без практики вылетит из головы через несколько дней. Если же сравнивать скорость, то осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания или зазубривания.

Через час – 40%

Через 10 часов – 35%

Через неделю – не более 20%

О спонсоре

Хочешь создать чат-бота для своего проекта, понимая, что сейчас важно работать не только с email-рассылками, но и в мессенджерах и в соцсетях? Хорошая новость: в сервисе SendPulse произошло большое обновление функционала чат-бота. Ты теперь можешь использовать чат-боты в Facebook, Telegram и ВКонтакте, а совсем скоро и в WhatsApp. А новый функционал Bot Server Bot позволит получать любую дополнительную информацию с внешних ресурсов, можно выполнить запрос на свой сервер, получить оттуда данные и использовать их далее в ответах бота. Например, по названию города — возвращать пользователю погоду, по анкете — делать оценку стоимости кредита, при регистрации на событие — выдавать реальный статус регистрации, и много других применений. Теперь возможности ботов возросли драматически. Попробуй создать своего бота в SendPulse. А поработав с редактором ботов, ты заодно научишься делать сложные цепочки в email-маркетинге. Переходи по ссылке в описании к выпуску и создавай свои автоматические коммуникации с пользователями, чтобы продавать, обучать, информировать и делать пользователя лояльнее к твоему проекту. А мы продолжаем.

Как работает интервальное повторение

И тут мы снова возвращаемся к интервальному повторению. Почему оно работает, как оно устроено? Работа мозга и памяти отличается от того, как устроена файловая система в компьютере, т.е. в компьютере у вас файлы хранятся в каких-то таблицах на определенных местах, но память устроена несколько сложнее. Одни и те же данные могут храниться в разных частях мозга и соответственно нельзя сказать, что если вы что-то выучили, то вы действительно это помните и сможете воспользоваться этими знаниями. Соответственно, мозг хранит одну и ту же информацию в разных частях и он склонен к тому, чтобы запоминать и использовать ту информацию активно, к которой он возвращается.

Соответственно, наша задача — это, во-первых, несколько раз повторить одну и ту же информацию, во-вторых, с некими интервалами, чтобы мозг воспринял, что эта информация, мы к ней часто обращаемся, усилил некий там, скажем так, нейронные связи, — не бейте меня ногами сейчас доктора, но я очень упрощаю, — но это помогает мозгу запомнить действительно и вам использовать ту информацию, если вы будете ее повторять с определенными интервалами.

Ученые определили, что информация, разнесенная во времени, запоминается лучше, чем тот же объем информации, собранный вместе. Это явление известно как эффект интервалов, было изучено с точки зрения его влияния на обучение и, там, на гиппокамп у взрослых.

Ученые определили, что информация, разнесенная во времени, запоминается лучше

В конце 80-х вот этот вот метод интервального запоминания, метод карточек перенесли в компьютерные программы и появился целый класс программ интервального повторения, они же Spaced Repetition Software. И про одну из таких программ Spaced Repetition Software, или программ интервального повторения, я сейчас расскажу. Это программа Readwise, которая доступна в онлайне, на которую я уже подписан, наверное, пару месяцев, как минимум, а то и полгода. Я покажу, как я ее использую, чем она полезна для того, чтобы возвращаться к своим заметкам, которые вы оставили при чтении статей или книг.

Как работает Readwise

Итак, как устроен Readwise? Это небольшая веб-программа, которая позволяет вам импортировать свои заметки из книг, — я импортирую заметки из Kindle, можно импортировать заметки из Instapaper, Pocket, iBooks и других источников, — время от времени возвращаться к этим заметкам и лучше их запоминать. У программы есть бесплатный и платные тарифы. Я на платном, но даже в бесплатном можно попробовать, понять, насколько она полезна, и решить, нужен ли тебе платный тариф.

Первым делом после регистрации нужно подключить источники заметок, с которыми программа будет работать. В моем случае это приложение Kindle, это Instapaper, это специальный сервис Supplemental Books, — который отслеживает, какие книги я прочел, например, не оставил в них заметок, и он предлагает популярные заметки, которые оставили другие пользователи, — это Pocket, Goodreads. Можно подключить Apple Books, Medium, Twitter, т.е. любые места, где ты сохраняешь что-то полезное, интересное, отмечаешь его, там, подчеркиваешь конкретную заметку или отмечаешь, там, любимый твит и так далее. Источников на самом деле на порядок больше. Если кто-то использует еще RSS-ридеры типа Feedly, можно подключить Feedly. Можно поставить их плагин Web Highlighter, т.е. читать любую статью в Интернете и выделять конкретные цитаты, которые тебе интересны. Если ты не используешь Kindle и читаешь в какой-то другой читалке, то можно импортировать заметки по имейлу, загрузить файлы или из Google Play Books.

После того, как ты импортировал, программа определяет, из каких книг эти заметки, показывают количество этих заметок. Ну, это все, там, такие информационные таблицы, где можно посмотреть свою базу данных. Раз в день программа присылает тебе на электронную почту подборку из тех мест, которые ты сохранил. Это 5 цитат, которые ты можешь прям здесь прочитать, но я предпочитаю кликнуть по ссылке и соответственно перейти в веб-версию программы. Здесь есть цитата, автор, из какой этой книги, ее можно отредактировать, ее можно отметить как favourite. Если ты отметишь ее как favourite или любимую, то в воскресенье из любимых твоих цитат формируется подборка. Либо ты можешь ее сбросить, чтобы к ней снова никогда не возвращаться, либо оставить. И, соответственно, ты проходишь по всем цитатам, отмечаешь, какие из них уже более не актуальны (ты не хочешь их вспоминать, запоминать, они были записаны, но больше тебе не нужны и их сбрасываешь), какие актуальны (ты их оставляешь), а какие мега актуальны (ты их отмечаешь как любимые), и соответственно они раз в неделю по воскресеньям более активно будут тебе появляться.

Геймификация в Readwise

Что еще интересного и прикольного? Они используют механику геймификации и вот складывают вот такую статистику, какие подборки дневные ты прошел. Даже если ты пропустил какую-то из подборок, например, за понедельник, ты можешь пройти ее в четверг или в пятницу и получить все равно такую цепочку из непрерывного прохождения и использования сервиса. Вот у меня самая длинная цепочка была 47 дней. Потом, когда у тебя эта цепочка активна, ты смотришь в рейтинге лидеров на каком ты месте. Соответственно, таким образом они тебя подстегивают возвращаться в сервис, его использовать, проходить регулярно и часто по заметкам и соответственно переосмысливать их, запоминать и превращать в какие-то действия, в какие-то решения и в какие-то знания.

Напиши в комментариях, какие еще сервисы ты используешь для запоминания, возможно, какие-то мнемотехники, лайфхаки и сервисы. Потому что вот у меня лично, например, очень плохая память на лица именно. Я могу достаточно быстро забыть, как человека зовут, и потом как-то неудобно.

И поставь лайк на YouTube, если тебе понравился выпуск. Если не понравился, ставь дизлайк, но комментарий более важен. И до новых встреч. Пока, пока.

Подпишись, чтобы не пропустить свежие материалы

Новые статьи, видео, подкасты о performance-маркетинге, интернет-бизнесе
и продуктивности 3-4 раза в месяц. Уже 7871 подписчиков.

Сертификации

Google Analytics Individual Qualified
c 2009 г.

Facebook Marketing Partner Preferred
Таких всего ~7 в Украине

  • Bing Ads Accredited Professional 2015
  • HubSpot Email Marketing Certified 2020
  • HubSpot Inbound Certified Professional 2009
  • Reply.io Outbound Sales Mastery 2021
  • Яндекс.Директ Сертифицированный специалист 2016
  • Яндекс.Метрика Сертифицированный специалист 2016
  • Сертифицированный консультант Google Ads 2011

Клиенты

С 2008 года мы работали с 252 Клиентами и помогли им сделать интернет-маркетинг эффективнее и заработать больше.

Клиенты
О НАС

Почему мы выбрали Roman.ua?
Потому что в хорошем смысле они задроты.