26 апреля 2008 Роман Рыбальченко 8 мин на прочтение

Тематический потолок аудитории Уанета

Выступление базируется на статье Антона Санченко (2005 год). С моими комментариями и редактурой.

Слайд 2:

Тематический потолок аудитории — это максимально возможный трафик с поисковиков на группу сайтов определенной тематики, т.е. все те пользователи, которые ищут определенную услугу или информацию через поисковые машины.

Слайд 3

Определение тематического потолка очень полезно при прогнозировании ожидаемой посещаемости сайта еще на стадии разработки (установка целей) и последующей оценке охвата аудитории.

Слайд 4

Казалось бы, куда проще просто оценить аудиторию определенного сектора по данным систем статистики, в нашем случае БигМира. Действительно, если сайт относится к туристической тематике — оцениваешь аудиторию раздела «Путешествия» или просто ориентируешься на показатели сайтов-лидеров, что еще проще. Но подобные прикидки иногда ничего не дают по ряду причин.

Причина первая. Несовершенство рубрикации. В тех же «Путешествиях» собраны сайты прогнозов погоды, сайты турпутевок, сайты гостиниц, региональные сайты, посвященные отдельным городам, сайты печатных изданий и т.д. И иначе быть не может, это объективные противоречия. Вычленить именно свою аудиторию иногда бывает очень сложной задачей. Например, сайт собирается продавать путевки только на определенный курорт, не будем оригинальными, назовем Шарм аль Шейх, и его интересует только аудитория по Египту. Как правило, получить подобную статистику уже гораздо сложнее.

Причина вторая. Подобные методы ничего не дадут, если продвигается новая услуга. Например, туры не в Египет, а в Монголию. Ни одного сайта, посвященного турам в Монголию в рейтинге еще нет, ориентироваться не на кого. Сделать сайт только для того, чтобы убедиться, что туры в Монголию спросом не пользуются — это слишком затратный путь. Я намеренно утрирую, но вот менее несбыточные туристические примеры: зеленый туризм, велосипедные туры, birds watching tours, достаточно популярные на Западе. Попробуйте оценить привлекательность этих тематик для Украины, исходя из данных существующих рейтингов. Скорее всего не получится.

Мне известны «дыры» в счётчике Бигмира, о которых знают и разработчики, и которые используются для накрутки рейтинга. Не забывайте о Redtram, Marketgid, adult и просто дешёвом трафике.

Третья причина. Накрутки. Пока рейтинги являются не только системами статистики, но и источником трафика, многие проекты пытаются завышать свою посещаемость. Оставим в стороне технические приемы накрутки, если они попадают в поле зрения модераторов рейтингов, сайты как правило исключаются. Простое же привлечение нецелевой аудитории просто не противоречит правилам рейтинга, и процент ее может быть достаточно высоким и искажать данные статистики по тематическому сектору в целом.

Часто владельцы сайта закрывают статистику именно из-за огромной доли нецелевого трафика.

Причина четвертая. Закрытая статистика и нецелевой трафик из других стран. Большинство проектов в конкурентных тематиках закрывают свою статистику, и, например, учесть географию посетителей, уже становится невозможным. Во многих случаях нецелевая для нас Российская аудитория может составлять большую часть аудитории сайта. К этому добавить еще то, что ни один рейтинг не охватывает всего украинского сегмента, и есть тематические сектора, где счетчики на сайт ставить просто не принято.

Спрос не равен предложению.В любом случае, ориентируясь на данные рейтингов и систем статистики, мы в большей мере исследуем предложение, а не спрос на те или иные услуги. Исследование статистики запросов в различные поисковые системы может дать не меньше ценной информации для анализа именно с точки зрения спроса на определенную информацию, услуги или товары.

Слайд 5

Алгоритм

Семантическое ядро — список слов и фраз, которые наиболее точно характеризуют тематику сайта. Ещё определения»

  1. Определяем трафикогенерацию поисковых систем (далее ПС)
  2. Составляем семантическое ядро запросов
  3. Определение частотности запросов
  4. Определение наиболее точную ПС
  5. Итоговый коэффициент

Слайд 6

Трафикогенерация поисковых систем в Уанете

Месячные переходы я считаю не репрезентативными. Годовые тоже.

Переходы с поисковых систем за квартал (index.bigmir.net)

Слайд 7

Пример (часть семантичекого ядра для MyMoney)

Составляем список запросов, которые мы считаем целевыми (семантическое ядро запросов). О семантическом ядре можно рассуждать достаточно долго, поэтому оставим эту тему для следующих статей.

Слайд 8

Я использую для работы со статистикой специфический парсер, о котором пойдёт речь дальше.

Работаем со статистикой запросов, которую нам предоставляют 4 поисковые системы:

Работает с июля 2008, местами ещё «сыроват», статья написана раньше — поэтому в ней цифры от Google в расчётах не участвовали.

Слайд 9

Сводим все цифры в одну таблицу и подсчитываем сумму.

Слайд 10

Определяем наиболее точную ПС

Итак, по логике вещей, эта сумма — 20905 запросов в месяц — всех этих запросов должна составлять долю в 29,11% от всего поискового трафика. Тогда тематический потолок (весь трафик) составит 71965 запроса.

Пересчитаем тематический потолок по данным доли каждого из поисковиков, и определим относительную ошибку, как (?а/а)*100

Сводим в единую таблицу и определяем наиболее точную для нас ПС — это Яндекс.

Слайд 11

Определяем финальный коэффициент для нашей тематики

Берём трафикогенерацию Яндекса за единицу и высчитываем по законам пропорции трафикогенерацию других ПС.

Суммируем коэффициенты и получаем финальный коэффициент.

Слайд 12

В тематике «работа для молодёжи» я получил цифру 5,24. Кроме того тематический потолок рассчитывался ещё 3-мя методами, и каждый из них показал размер аудитории от 60 000 до 70 000 ежемесячно. Таким образом я считаю этот вариант рассчёта достаточно репрезентативным, хотя и со своими оговорками.

Слайд 13

Повторение —мать учения.

Слайды 14 и 15

Нужно при этом помнить, что тематический потолок — это вся аудитория, ищущая информацию по данной тематике. Как ее достичь — поисковая оптимизация, баннерная реклама, контекстная реклама, рассылки, вирусный маркетинг, другие виды рекламы. — дело интернет-маркетолога, а не оптимизатора. Вопрос зависимости процента трафика с поисковых систем от тематического сектора сайта пока не решен. Понятно, что тут существуют кардинальные отличия между секторами.

Тематический потолок может также служить отправной точкой для расчета поискового трафика на конкретный сайт по конкретным запросам с учетом CTR результатов поиска. Т.е. теоретически уже можно считать ожидаемый трафик при условии хороших позиций сайта по ключевым запросам.

Слайд 16

Рекомендую частично автоматизировать работу — купить парсер DirectParser (серверный парсер) или же Keyword Parser Pro (десктопная альтернатива) или попробовать бесплатный парсер Yandex Direct

Вопросы?

Рекомендую также прочесть статью 2005 года (ссылка наверху) и помнить, что это не 100%-точный метод оценки размера аудитории.

Хочешь настроить PPC рекламу?

Мы глубоко понимаем, как использовать все возможности таргетинга и оптимизации, чтобы реклама была максимально эффективной

Подпишись, чтобы не пропустить свежие материалы

Новые статьи, видео, подкасты о performance-маркетинге, интернет-бизнесе и продуктивности 3-4 раза в месяц. Уже 7905 подписчиков.

Партнеры

Google Analytics Individual Qualified
c 2009 г.

Meta Business Partner.
Таких всего ~16 в Украине

  • Сертификации: Bing Ads Accredited Professional 2015
  • HubSpot Email Marketing Certified 2020
  • HubSpot Inbound Certified Professional 2009
  • Reply.io Outbound Sales Mastery 2021
  • Сертифицированный консультант Google Ads 2011

Клиенты

С 2008 года мы работали с 252 Клиентами и помогли им сделать интернет-маркетинг эффективнее и заработать больше.

Клиенты
О НАС

Почему мы выбрали Roman.ua?
Потому что в хорошем смысле они задроты.