Кейс. Как построить систему триггерных рассылок c помощью Mandrill
Клиент обратился с задачей переноса триггерных писем с самописной собственной системы во внешний сервис триггерных рассылок. Мы переработали, дополнили и перенесли в Mandrill 308 писем и продолжаем.
Достигли 98,6% доставляемости, ни единого понижения рейтинга или попадания под фильтры Mandrill за все время при более 200 000 отправок в месяц.

О компании Dobovo
- Год основания 2010
- Сфера Маркетплейс
- География Украина
Задача
Клиент обратился с задачей переноса триггерных писем (email-сообщения, которые отправляются пользователю в зависимости от его действий или бездействия автоматически) с самописной собственной системы во внешний сервис триггерных рассылок.
На тот момент Клиент считал свою систему рассылок устаревшей:
- не было дизайна писем
- не было поддержки мультиязычности
- хотелось улучшить аналитику маркетинга, и email-маркетинга в том числе
Одним из пожеланий Клиента было полностью отдать процесс разработки триггеров и их внедрения на аутсорс.
В процессе обсуждения задача разделилась на части:
- Выбрать сервис для триггерных рассылок.
- Сделать полный рефакторинг триггерных писем: редизайн, копирайтинг, добавить нужный функционал и маркетинговые призывы к действию.
На этапе, когда обратился Клиент, новые письма добавлялись, но они разрабатывались программистом и тестировщиком без учета требований маркетинга. - Разделить языковые версии триггеров (у Клиента была русская и английская версия одновременно в 1 письме).
- Улучшить автоматизацию email-маркетинга. Продумать стратегию и инфраструктуру для дальнейшего анализа эффективности рассылок, разработки новых триггеров. Самописное решение Клиента не поддерживало анализ открытия писем, кликабельности, доставляемости, жалоб на спам и т.д.
Команда
Со стороны Roman.ua:
- Ольга Рыбальченко — руководитель проекта, исполнитель
- Алена Крамарчук, Максим Сокур, Мария Рыбальченко — исполнители
Со стороны Dobovo:
- Владимир Безлюдный — СТО Dobovo.com
- Олег Муравьев — программист
- Ольга Мялкивская, Мария Бикерская, Милена Авдеева — тестирование, внедрение
Особенности
Dobovo — маркетплейс посуточной аренды, который коммуницирует с 2 типами пользователей:
- гости, которые бронируют жилье,
- владельцы, которые жильё сдают.
Первоначально триггерные письма выглядели так:

- Plain text версия.
- Русский и английский язык в 1 письме.
- Отсутствие пометки ссылок, что не позволяло отслеживать эффективность рассылок в Google Analytics.
- Отсутствие маркетинговых элементов: кнопок с Call-To-Action, ссылок на FAQ.
- Не было аналитики в целом и сложно было оценить, работают ли письма на цели бизнеса.
Выбор сервиса рассылки триггеров
Dobovo c начала своей деятельности слали триггерные рассылки через свой сервер.
Минусы рассылки через собственный сервер:
- Нет системы аналитики — пометки ссылок, трекинга открытия писем, попадания в спам, реакции разных почтовых систем.
- Отсутствие возможностей для A/B тестирования.
- Неадаптивные шаблоны. Адаптивный дизайн шаблона уже не роскошь, а необходимость. Мобильные устройства постепенно вытесняют десктоп: по данным компании СampaignMonitor 41% email открываются с мобильных девайсов.
- Сложно вносить правки в шаблоны писем. Это должен делать или программист, или тестировщик на бекенде.
Выбор внешнего сервиса
Мы выбирали между сервисами SendGrid и связки Mailchimp + Mandrill. Остановили выбор на Mailchimp вот почему:
- С ростом базы система автоматизации email маркетинга Mailchimp получается дешевле SendGrid.
- В Mailchimp есть возможность получить сервис для триггерных рассылок Mandrill практически бесплатно, если оплачивать основной аккаунт Mailchimp.
- По всем тестам шаблоны писем Mailchimp являются наиболее адаптированным под мобильные устройства, их верстка проходит все тесты.
- Mailchimp и Mandrill — одна инфраструктура, которую проще поддерживать.
Интеграция по API или через SMTP
Для триггерных имейлов есть 2 принципиальных способа интеграции API или через SMTP. Подробно об этом мы рассказывали в кейсе по email-маркетингу с Autoportal.com.
Мы настраивали триггерные письма для 32 Клиентов
Сервис для онлайн бронирования квартир
Интернет-магазин агропродукции
Производитель систем безопасности
Кратко о различиях интеграции по SMTP и API:
Интеграция по SMTP
В этом случае ESP используется как шлюз для передачи полного шаблона письма. Чаще всего такой метод используется, если шаблоны писем шлются из-за каких-то систем аналитики или персонализации, когда шаблон передается вместе с содержимым письма, например из CRM или 1С.
Минус этого подхода — дольше отправка писем из-за ограничений протокола SMTP (очереди, скорость ответа сервера). Не подходит для нагруженных проектов.
Интеграция по API
Интеграция по API значит, что шаблоны писем хранятся в ESP. Со стороны сайта передаются переменные, которые подставляются в шаблоны.
Плюсы интеграции по API:
- Передаются только переменные, не нужно хранить на своей стороне шаблон.
- Легко вносить правки в шаблоны. Маркетинг-команда может править письма без привлечения программистов.
- Подходит для A/B тестирования.
Для Dobovo выбрали способ интеграции по API.
Стадии разработки триггерных писем
1. Дизайн. Первоначально шаблон создавали через Mailchimp и передавали его в Mandrill. В процессе работы за 3 года эти шаблоны много раз модифицировались:
- мы оптимизировали верстку;
- прописывали свои CSS-стили;
- добавляли блоки с комментариями для того, чтобы было проще в будущем верстать.
2. Контент и тексты для трех языковых версий — ru, en, ua. Мы полностью пересматривали контент для каждого письма:
- добавляли нужные call to action;
- меняли формулировки, чтобы донести основную цель письма;
- подбирали ссылки на FAQ, которые релевантно могут помочь пользователю в письме.
3. Техническое задание. Все ТЗ на триггеры хранятся в папке на Google Drive по принципу: 1 ТЗ = 1 файл.
Пример фрагмента технического задания по письмам Очень важно содержать все ТЗ в актуальном виде: вносить правки, когда добавляются новые переменные, если изменился синтаксис переменных — отразить это в ТЗ с указанием даты.
Пример ТЗ с обновлениями 2 типа переменных в Mandrill
В Mandrill есть 2 синтаксиса переменных — merge tags и handlebars. Отличие только в том, что для handlebars не нужно в шаблоне указывать текст по умолчанию.
merge tags — для переменной имени, например, в шаблоне задано значение по умолчанию, на место которого будет по API передаваться нужное:
handlebars — значения по умолчанию не требуются:
Синтаксис шаблонов
Условные блоки
Mandrill поддерживает динамический контент и условные блоки. Например, можно задать условие выводить определенный блок, если значение для какой-то переменной передается. И скрывать его, если значения нет.
Пример: если имя есть — передаем запятую после «Привет,..!», если нет имени — сразу «!».
Более сложный пример: можем выводить в шаблон сообщение, что бронирование было совершено со скидкой, если у пользователя есть определенный признак.
Выводим тот или иной блок по условию:
Циклы
Если количество элементов может быть больше одного, то есть возможность задать цикл и таблица будет иметь столько строк или ячеек, сколько передается по API:
В среднем, в шаблоне письма от 3 до 20 переменных, зависит от сложности письма.
Процесс взаимодействия Клиент — агентство
Всю разработку ведем через трекер задач. 1 триггер = 1 задача.
После завершения процесса переноса переменных в API запросы и проверки тестировщиком — шаблоны публикуются в Mandrill. Когда все работы по письму закончены — Клиент на своей стороны переключает отправку письма c внутренней системы на Mandrill.
В среднем, полная разработка триггера на нашей стороне занимает до 3 часов.
Переход на систему контроля версий Git
Через два с половиной года работы над письмами внедрили систему контроля версий Git.
Git 2.0 — автоматическая публикация из git в Mandrill
Мы запросили у Клиента автоматизацию системы для того, чтобы публиковать письма, не заходя в веб-интерфейс Mandrill.
Это нужно было для:
- Экономии времени при публикации мелких изменений.
Например, поменять во всех ссылках логотип или убрать ссылку на Вконтакте в паре сотен шаблонов. Мы тратим меньше времени — Клиент экономит бюджет на нашу оплату. - Уменьшение вероятности ошибки. Уже ни у кого «не дернется» рука при обновлении шаблона через Copy and paste в веб-интерфейсе. Любые ошибки можно отследить и откатить обратно. При этом сохраняется версионность и из Mandrill продолжает уходить правильная версия письма.
- Структурированное хранение всех шаблонов со всеми изменениями в процессе работы. Легко восстановить, отследить изменения и поддерживать.
И Клиент это внедрил. Мы реально кайфуем от интеграции. Ребята из Dobovo, спасибо за интеграцию через Git!
Чеклисты для интеграции триггеров
Для каждого процесса мы заводим чек-лист и строго требуем от коллег его выполнения. Чек-лист для триггеров Dobovo выглядит так:
Нужно периодически проверять и тестировать письма: не отвалилась ли мобильная версия, как выглядят таблицы в мобильной версии.
В Mandrill живая версия письма для каждого пользователя хранится в течение 30 дней и можно посмотреть, что ушло то или иному пользователю.
Mandrill хранит последние 100 успешных API запросов, поэтому можно проверить значение каждой переменной, которая отсылалась. Так есть возможность выявить ошибки:
Результат
В рамках стратегии email-рассылки мы переработали, дополнили и перенесли в Mandrill 308 писем и продолжаем. В том числе для партнерских проектов Dobovo и для турецкой версии сайта с переводом всего контента.
Система работает без сбоев, у Клиента 98,6% доставляемости, ни единого понижения рейтинга или попадания под фильтры Mandrill за все время, репутация Excellent в системе при более 200 000 отправок в месяц.
Пример письма до
Пример письма после
Мобильная версия триггерного письма
Радует то, что вы всегда в тренде и ищете решение наших задач с помощью последних технологий
На этом всё, внедряй триггерные письма в свою стратегию email-маркетинга.
Хочешь настроить email маркетинг?
Мы глубоко понимаем, как построить стратегию email-маркетинга и внедрить её в жизнь
Читай также
Сертификаты
и награды
Meta Business Partner. Таких всего ~16 в Украине
eSputnik Partner с 2019 г.
UpWork Top Rated
Clutch TOP-1000 компаний в мире за 2022 г.
TechBehemoths Awards 2022. Лучшие рекламные агентства в Украине.
Клиенты
С 2008 года мы работали с 263 Клиентами и помогли им сделать интернет-маркетинг эффективнее и заработать больше.
Клиенты
О НАС
Почему мы выбрали Roman.ua?
Потому что в хорошем смысле они задроты.
Мы в СМИ
Мы — фанаты продуктивности.
Ваше и наше время стоит дорого и мы хотим использовать его максимально эффективно. Будем рады договориться о встрече, внести её в календарь и поговорить голосом лично или онлайн.
Но к встрече нам нужно будет подготовиться. Для этого мы начнем общение по email и вышлем вам бриф.